Забытое имя. Лётчик Григорий Пиотровский
Григорий Викторович Пиотровский родился в январе 1881 года в Витебской губернии. Образование получил в стенах Варшавского Императорского университета. В 1903 году был зачислен юнкером во флот и направлен на Балтику. Следует служба на крейсерах «Герцог Эдинбургский», «Сибирский стрелок», «Лейтенант Ильин», на миноносце №131 и судне «Алмаз». В начале 1908 года Г. Пиотровский зачисляется в запас флота по Витебскому уезду и уходит в промысловый флот. Целый год он командует шхуной в районах русского Севера, но затем возвращается на службу в военно-морской флот.
Прослужив полгода на посыльном судне «Алмаз», лейтенант направляется для обучения матросов-новобранцев в штат Морского Генерального штаба (МГШ), где он начал заниматься вопросами другого флота – воздушного. Согласно приказу МГШ от 30 апреля 1910 года, Пиотровский командируется во Францию для обучения летному делу. Пилотский диплом по классу «Блерио», выданный французской авиашколой, был получен им 29 августа 1910 года.
22 сентября 1910 года во время Всероссийского праздника воздухоплавания Г.В. Пиотровский вместе со студентом Л. Масаиновым поднялся на аппарате «Блерио» в небо над Петербургом. Аэроплан находился в воздухе над Финским заливом, когда ухудшилась погода. Для возвращения в Санкт-Петербург, с учетом метеоусловий, могло не хватить бензина. Тогда лейтенант принял решение направить крылатую машину к Кронштадту. При подлете к городу бензин кончился, посадка производилась без топлива. Ему удалось сесть, но самолет был поврежден. Так был установлен своего рода рекорд – расстояние в 30 километров было преодолено чуть более чем за полчаса. После исторического перелета из Петербурга в Кронштадт он издал у себя на родине в Витебской губернии книгу «О летании».
В ноябре 1910 года в Севастополе открылась авиационная школа Отдела воздушного флота, где лейтенант Пиотровский был назначен на должность инструктора по аппарату «Блерио». Именно здесь к славе умелого и бесстрашного пилота прибавилась известность талантливого авиатора-испытателя. В декабре 1910 года для пополнения авиационного парка школы было отправлено пять аэропланов. Когда была закончена сборка летательных аппаратов, снег все ещё лежал. Тогда капитан 2 ранга В. Кедрин и лейтенант Г. Пиотровский решили совершить взлет при помощи лыж, приспособленных вместо колес. Первым сделал попытку Григорий Пиотровский, но взлететь не смог. На следующий день опыт повторил Кедрин. Ему удалось подняться в воздух и пролететь небольшое расстояние, но из-за сильного ветра аэроплан упал. Итог попытки взлета аэроплана с помощью лыж подвел сам Г. Пиотровский, опубликовав в феврале 1911 года на страницах «Севастопольского авиажурнала» статью «Аэропланы на лыжах».
В 1913 году Григорий Викторович опубликовал фундаментальный труд «Гидроавиация». Сотрудничал с журналом «Морской сборник»: в статье «Авиация и компас» рассматривал использование компаса на летательных аппаратах различных фирм, в статье «Авиация и метеорология» писал о необходимости организации осведомительной метеорологической службы.
В годы Первой мировой войны лейтенант Пиотровский принимает участие в боевых действиях на крейсере «Император Александр II». Затем направляется в командировку в США, где занимается приемкой аэропланов от американской фирмы «Кертис». По итогам его работы в США в 1916 году Пиотровским была выпущена статья «Авиация в Америке», которая вышла в «Морском сборнике».
Наступивший 1917 год и последующие исторические события оборвали связь Пиотровского с родиной. Но заслуги Григория Викторовича Пиотровского в становлении и развитии отечественной авиации позволяют поставить его имя в один ряд с известнейшими именами пионеров авиации.
Декабрь 2025 |
||||||
|---|---|---|---|---|---|---|
| Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 31 | ||||

