Профориентация

19.01.2023

На уровне национальной системы образования профессиональная ориентация рассматривается как одна из функций современного образования и воспитания, связанная с обеспечением условий для повышения уровня обоснованности осознанного выбора личностью своей будущей профессии и реализации профессиональных планов. Дополнительное образование детей и молодежи является именно той сферой, позволяющей учащемуся определиться личностно, социально и профессионально. Профессиональная ориентация - это государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по содержанию и педагогическая по методам сложная многогранная проблема. Необходимость данной работы  в условиях учреждений дополнительного образования  состоит,  прежде всего,  в том, что, во-первых, обеспечивается  право детей и молодежи на свободу профессионального самоопределения в соответствии с их интересами, а, во-вторых,  профориентация оказывает положительное влияние на изменение ситуации на рынке труда.

Профессиональная ориентация учащихся в условиях деятельности нашего учреждения  включает в себя следующие направления:

  • информационно - просветительское;
  • диагностическое;
  • консультационное;
  • обучающее (формирующее)

Информационно - просветительское  (профессиональное просвещение)

Профессиональное просвещение включает в себя знания учащихся о мире профессий (презентация профессий, ведь на Земле около 50000 профессий),  о ситуации на рынке труда.

В данном направлении работы в центре накоплен определенный положительный опыт и прослеживается хорошая динамика деятельности. На протяжении многих лет ведется банк данных выпускников. Информация о выпускниках центра является своеобразным эталоном, показателем эффективности и качества организации образовательных услуг в области допрофессиональной подготовки и профориентации учащихся.

Для объединений по интересам сформирован календарь  праздничных дат профессий.

Самым интересным для учащихся является банк данных о профессиях будущего или "Новые профессии нового поколения", например:

Сфера "Образование"

  • Игромастер
  • Игропедагог
  • Координатор образовательной онлайн-платформы
  • Ментор стартапов
  • Модератор
  • Организатор проектного обучения
  • Разработчик образовательных траекторий
  • Тренер по майнд-фитнесу
  • Тьютер
  • Экопроповедник

Профдиагностика

Профдиагностика – это использование анкет, тестов, различных диагностик, компьютерных программ.

В рамках данной деятельности  специалистами центра начата  работа по созданию проекта "Твой профессиональный выбор".

Проект включает 3 этапа:

1-ый этап: подготовительно-развивающий (исследование, анкетирование, приобретение учащимися познавательной информации).

На данном этапе был осуществлен анализ социокультурного пространства "ВГЦДОДиМ", созданы  планы сотрудничества, программа взаимодействия (отдел технического творчества).

Формирование социальной и профориентационной активности подростков проходят и в рамках деятельности профильных оздоровительных лагерей центра. В летний период 2022 года возможность заняться творческой деятельностью, приобрести личностный опыт было у 319 учащегося центра на базе 11 оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей, а также в рамках работы лагеря труда и отдыха "Импульс" на базе филиала "Созвездие". 

Педагогический коллектив центра осуществляет тесное сотрудничество и взаимодействие с учреждениями образования района, города, общественностью и родителями по формированию профориентационного самоопределения учащихся: предприятия района и города, ВГТУ ВГУ им. П.М. Машерова (организация педагогической практики студентов, совместные мероприятия), Витебский государственный колледж культуры и искусств, Витебский государственный музыкальный колледж им. Соллертинского, профессионально-технический колледж, индустриально-педагогический колледж, библиотеки города (района), 103-я отдельная гвардейская воздушно-десантная бригада, государственные музеи города, архивы, туристическая фирма "Илва", музей-усадьба Репина в Здравнево, Центр профориентации, СМИ (статьи в газеты "Настаўніцкая газета", "Віцьбічы").

В соответствии с программой развития учреждения, анализируя мнения педагогов, родителей, учащихся, учитывая социальный заказ со стороны органов управления образования центр определил основные перспективы обновления образовательного процесса по вопросам профориентационной деятельности:

модернизация программ объединений по интересам, а именно: включение в раздел темы "Профориентация";

  • построение модели социального партнерства в организации системы профориентации учащихся,
  • установление более тесных контактов с профильными ВУЗами и ССУЗами;
  • использование в работе новейших достижений в сфере информационных технологий;
  • создание индивидуального маршрута (траектории) перспективного профессионального самоопределения учащегося;
  • создание объединений по интересам допрофессиональной подготовки:  "Юный автомобилист", парикмахер, секретарь - референт, экскурсовод, веб- дизайнер и т.д. (при создании соответствующей материальной базы);
  • активное использование педагогического потенциала семьи в профессиональном выборе учащихся;
  • организация исследовательской и проектной деятельности;
  • проведение конкурса профессионального мастерства для молодых педагогов центра "Престиж. Призвание. Профессия";
  • организация целевой подготовки к педагогической деятельности выпускников Центра.

Открытость и вариативность  педагогической системы нашего учреждения позволяет строить образовательный процесс на основе сотрудничества с объектами социума, с привлечением дополнительных ресурсов социальной, экономической и культурной среды, направленных на создание максимально благоприятных условий для развития профессионального самоопределения личности ребенка и профориентации в целом.

Презентации

Проекты

Мероприятия