Воздушный исполин
История самолета ТБ-3 восходит ещё к 1925 году. Именно тогда Остехбюро (Особое техническое бюро по военным изобретениям специального назначения) обратилось к ЦАГИ – Центральному аэрогидродинамическому институту с предложением разработать четырехмоторный транспортный самолет. К началу 1927 года был готов предварительный чертеж. В марте 1930 года проект утвердили с замечаниями. 22 декабря летчик Михаил Громов совершил первый полет, но ему с трудом удалось посадить машину из-за проблем с американскими двигателями. 25 апреля 1931 года состоялось испытание уже улучшенной версии самолета c увеличенным оперением и немецкими моторами. После государственных испытаний самолет и стали называть ТБ-3. Это был первый четырехмоторный свободнонесущий моноплан-бомбардировщик с двигателями, установленными в ряд по размаху крыла. Данная схема позже стала основой для всех самолетов подобного типа.
4 января 1932 года на аэродром вывели головной экземпляр ТБ-3. На нем полетели летчик-испытатель Андрей Юмашев и ведущий инженер-летчик Иван Петров. После полетов заявили, что самолет боеспособен, и его можно принять для серийной постройки.
Самолет ТБ-3 имел дюралевый цельнометаллический корпус. Фюзеляж был трапециевидным и делился на три части. Центральная часть составляла единое целое с центропланом крыла. Крыло состояло из 14 частей. Нос самолета под пулеметной турелью был остеклен, кабины пилотов открыты. Закрытые кабины ставили только для самолетов, летающих в Арктике. Киль был разборным. Это делалось для того, чтобы самолеты можно было перевозить на дальние расстояния железнодорожным транспортом.
Вооружение ТБ-3 – пять легких пулеметов, из которых один на носу, два – на крыше фюзеляжа, еще два могли размещаться под крыльями. Бомбы размещались в бомбоотсеке внутри фюзеляжа и подвешивались под крыльями самолета.
Тяжелый бомбардировщик ТБ-3 – это настоящий символ ранней советской эпохи. Огромный четырёхмоторный ТБ-3 производил впечатление на иностранцев. На счету ТБ-3 множество рекордов.
Всего было построено 816 бомбардировщиков. За годы серийного производства разработали около десяти модификаций самолета. Выпускался ТБ-3 в период с 1932 по 1937 год. Технические характеристики самолета: размах крыла – 41,8 метра, длина – 25,1 метра, высота - 8,5 метра. На самолете стояли четыре двигателя, мощностью 900 лошадиных сил каждый. Скорость у земли – 245 километров в час, на высоте – 300. Дальность полета – две тысячи километров.
Основным тактическим приемом применения ТБ-3 на момент его создания виделось нанесение удара по цели большой группой тяжелых бомбардировщиков с использованием разных типов авиабомб. Именно так ТБ-3 отбомбились по японским войскам возле озера Хасан.
ТБ-3 применялись и на Халхин-голе. Поначалу ТБ-3 служили как транспортные – ближайшая железная дорога находилась в сотнях километров. Всего ТБ-3 перевезли 1885 т грузов. К фронту везли оружие, людей, боеприпасы, обмундирование, медикаменты. Обратно везли раненых.
Когда советско-монгольские войска начали подготовку к наступлению, ТБ-3 перешли на роль ночных бомбардировщиков.
В ноябре 1939 г. началась война с Финляндией. В ней тоже не обошлись без ТБ-3 – бомбили Кюрюнсалми и Суомуссалми. Их применяли для линии Маннергейма. Они сбрасывали на укрепленные районы бомбы. Но в целом совершили больше вылетов на транспортные перевозки, чем на бомбометание. В условиях зимы и бездорожья авиация оставалась единственным средством снабжения войск на передовой. Особенно большую роль самолеты сыграли в обеспечении 54-й стрелковой дивизии, отрезанной финнами от своих. 45 дней она снабжалась только по воздуху.
К началу Великой отечественной войны многие экипажи ТБ-3 были подготовлены к выполнению задач ночью и в сложных метеоусловиях. Уже в ночь на 23 июня тяжелые бомбы обрушились на немецкие танки. Самолеты 3-го тбап без потерь нанесли удар по войскам противника в районах Сейма, Сопоцкина, Радина и Венгрова. На следующую ночь 1-й и 3-й тбап атаковали немецкие аэродромы в Сувалках, Можедове, Бела-Подляске и Остроленке. Они действовали на коммуникациях немцев восточнее Минска, на фронте под Могилевом, Галичем и Смоленском. В ночь на 12 июля 1-й и 3-й тбап организовали рейды на тыловые аэродромы противника. Неожиданность этого налета дала возможность нанести большие потери немецким бомбардировщикам. ТБ-3 играли большую роль и как транспортные самолеты. По ночам с них выбрасывали разведывательные и диверсионные группы в тылу врага. За август 1941 г. только 1-й тбап доставил за линию фронта 164 парашютиста. Привлекались самолеты этого типа к снабжению окруженных частей, причем иногда приходилось летать днем и без прикрытия. Так, в июле 1941 г. десять ТБ-3 сбрасывали боеприпасы в районе Гомеля. Их атаковали немецкие истребители. Бомбардировщики выстроились в оборонительный круг, снизившись почти до земли. Местность была открытой, и пилотам удалось держаться на высоте порядка 50 м. В том бою стрелки полностью истратили патроны, но почти все атаки удалось отразить – немцы сбили лишь один самолет, остальные благополучно вернулись на базу.
За первые пять месяцев 1941 г. тяжелые бомбардировщики перевезли на Западный фронт 2791 т грузов и 2300 человек. Во время боев под Орлом самолеты из Ярославля перебросили части 5-го воздушно-десантного корпуса. Когда советские войска попали в «котел» под Вязьмой, авиация снабжала их боеприпасами, продовольствием и горючим.
Большой вклад внесли ТБ-3 7-го тбап, 39-й тбаз и транспортной эскадрильи Балтийского флота в организацию «воздушного моста» в Ленинград. Чтобы увеличить полезную нагрузку, с бомбардировщиков сняли часть оборудования. Впрочем, внешние бомбодержатели пригодились – на них возили танковые моторы. ТБ-3 брал четыре двигателя весом по 650 кг каждый. Обратными рейсами доставляли из Ленинграда эвакуируемых.
Четырехмоторные «старички» приняли участие и в битве под Москвой.
В 1942 г. ТБ-3 сослужили свою службу и в наступлении. В январе их использовали для высадки десантов южнее Вязьмы (два батальона и один полк), а затем под Юхновом. На переброску всех выделенных сил им потребовалось четверо суток при двух-трех вылетах в день.
В том же месяце в Краснодаре сформировали транспортную группу особого назначения майора Поликарпова. Основу ее составили машины 250-го тбап, переброшенные из Забайкалья. Их пополнили самолетами, прибывшими из разных мест, даже из Монголии. Всего набрали 28 ТБ-3 разных модификаций. В ночь на 25 февраля самолеты впервые сбросили грузы партизанам Крыма. Затем два месяца самолеты летали в тыл врага.
С мая 1942 г. эстафету снабжения партизан принял 325-й тбап. Полеты к крымским партизанам продолжались до конца августа, после чего все боеспособные ТБ-3 325-го тбап бросили против немецких войск, вышедших на перевалы Кавказского хребта.
Работа для ТБ-3 находилась и на других фронтах. После создания Авиации дальнего действия (АДД) большая часть тяжелых бомбардировщиков вошла в ее состав. В мае 1942 г. ТБ-3 53-й дивизии АДД сбрасывали грузы окруженным под Демьянском войскам и только за одну ночь на 4 мая доставили 1,8 т боеприпасов, 6,7 т продуктов и 1 т горючего. Медлительные гиганты были уникальны по своим возможностям при доставке крупногабаритной техники. Если ПС-84 мог принять на борт полевую или противотанковую пушку, то ТБ-3 на внешней подвеске мог увезти различную колесную или гусеничную технику вплоть до легких танков. Между стойками шасси могли уместиться и грузовик, и зенитное орудие. Такие рейсы совершались даже в тыл противника, например, летом 1942 г. под Вязьму к конникам генерала Белова.
В июле эти машины участвовали в налетах на железнодорожный узел в Брянске. При этом сбросили ФАБ-2000, произведшую большие разрушения.
С начала 1943 г. устаревшие бомбардировщики начали возвращать с фронта в летные училища. Там они использовались для обучения бомбометанию и воздушной стрельбе до самого конца войны. С начала 1944 г. ТБ-3 окончательно перешли на роль военно-транспортных и учебных машин.
В тылу часть старомодных гигантов пережила крах «третьего рейха» Во всяком случае, в составе 52-го гв. полка 18-й воздушной армии на 1 июля 1945 г. еще числились 20 таких самолетов. 18 августа 1945 г. ТБ-3 прошли на последнем в своей «жизни» воздушном параде. Три машины выступили в эпизоде «Старое и новое» - за ними летели три Пе-8.
В ходе послевоенного сокращения вооруженных сил все оставшиеся ТБ-3 вскоре списали. До сегодняшнего времени не сохранился ни один самолет.
Ноябрь 2024 |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 |
||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |