Петляков Владимир Михайлович
Родился 27 июня 1891 г. (по старому стилю 15 июня) в селе Самбек Таганрогского округа Области войска Донского Российской империи (ныне Ростовской обл., Россия), в семье чиновника. После смерти отца многодетная семья обосновалась в Таганроге. В 1902 г. окончил трехклассное приходское училище, в 1910 г. – восьмиклассное Таганрогское техническое училище (ныне Таганрогский авиационный колледж имени В.М. Петлякова).
В 1911 г. поступил на механический факультет Императорского Московского технического училища. После перерыва, вызванного материальными трудностями, восстановился и в 1922 г. окончил это учебное заведение, когда оно уже носило название Московское высшее техническое училище (МВТУ).
В 1917-1918 гг. был техником-чертежником авиационного расчетно-испытательного бюро при аэродинамической лаборатории МВТУ. В 1921-1936 гг. – сотрудник Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ, Москва), подчиненный авиаконструктора Андрея Туполева. Первоначально конструировал глиссеры и аэросани для нужд Рабоче-крестьянской Красной армии.
В 1925-1936 г. возглавлял в авиационном отделе ЦАГИ группу, проектировавшую крылья для самолетов Туполева. С 1932 г. – начальник бригады по постройке и внедрению в серию тяжелых многомоторных самолетов. В 1936 г. был назначен начальником конструкторского отделения и первым заместителем главного конструктора, затем – главным конструктором завода опытных конструкций ЦАГИ.
В 1940 г. был назначен главным конструктором Московского авиационного завода № 39 имени В. Р. Менжинского, годом позже возглавил конструкторское бюро на авиазаводе № 22 в Казани (ныне Казанское авиационное производственное объединение имени С.П. Горбунова).
Владимир Петляков участвовал в разработке самолетов АНТ-2, АНТ-3, АНТ-25 (РД), первых советских тяжелых бомбардировщиков ТБ-1 (АНТ-4) и ТБ-3 (АНТ-6). Создал высотный бомбардировщик дальнего действия Пе-8 (рабочие названия – ТБ-7, АНТ-42, первый полет в 1936 г.), пикирующий бомбардировщик Пе-2 (1939, разработан на базе истребителя ВИ-100), тяжелый истребитель Пе-3 (1941) и др. Петляков – один из организаторов металлического самолетостроения в СССР. Внес значительный вклад в развитие методов расчета на прочность ("метод Петлякова").
Владимир Петляков погиб 12 января 1942 г. в результате катастрофы бомбардировщика Пе-2 близ д. Мамешево (ныне в составе Сергачского района Нижегородской обл.). Самолет, следовавший из Казани в Москву, из-за технической неполадки загорелся и разбился. Авиаконструктор похоронен на Арском кладбище Казани.
Лауреат Сталинской премии I степени (1941, за разработку самолета Пе-2). Был награжден двумя орденами Ленина, орденом Красной Звезды.
Июль 2025 |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 | 31 |
Актуально
Актуальных событий нет