Летающий танк

19.11.2024

В конце 30-х годов политическое и военное руководство СССР пришло к выводу, что в будущих конфликтах ВВС Красной армии нужны самолеты штурмовой авиации, основная задача которых заключается в поддержке своих наземных войск на поле боя — своего рода летающая артиллерия.

В конкурсе участвовали проекты нескольких советских авиаконструкторов, наиболее перспективным из которых был признан двухместный БШ-2 («бронированный штурмовик») конструкторского бюро Сергея Ильюшина, который революционно отличался тем, что броневая защита не навешивалась на планер, а являлась частью авианесущей конструкции. Место летчика и жизненные части самолета были объединены в обтекаемую броневую капсулу.

2 октября 1939 года летчик-испытатель Владимир Коккинаки совершил первый полет на БШ-2. В апреле 1940-го состоялись государственные испытания самолета, по итогам которых было рекомендовано заменить мотор на более подходящий для штурмовика и сократить экипаж до одного человека – считалось, что штурмовик будет действовать под прикрытием своих истребителей, и стрелок экипажу не нужен. Испытания показали, что новый самолет прост в управлении, он стал более маневренным и достиг высокой для того времени скорости 437 километров в час.

Самолет был принят на вооружение ВВС Красной армии под индексом Ил-2. 14 декабря 1940 года нарком авиационной промышленности СССР Алексей Шахурин отдал приказ о серийном производстве штурмовика, которое началось в феврале 1941-го на авиационном заводе №18 в Воронеже. К 22 июня 1941 года в войска были переданы 93 Ил-2, большинство из которых получил 4-й штурмовой авиационный полк (61 машина). Всего с 1941 по 1945 год было выпушено более 36 тысяч самолетов, что позволяет считать Ил-2 самым массовым боевым самолетом в истории.

Боевое крещение Ил-2 принял 25 июня 1941 года, когда два штурмовика из состава 74-го штурмового авиационного полка атаковали механизированную колонну вермахта на участке дороги от станции Коссово до станции Грудополь Брестской области.

«Ильюшины» оказались главным видом советской авиации, которая, действуя на высотах от 20 до 50 метров, могла оказать действенную поддержку с воздуха своим наземным частям. Вместе с тем оказалось, что технологическая сырость Ил-2, необученность пилотов, господство в воздухе немецкой истребительной авиации и отсутствие пулеметчика в задней сфере привели в первый год войны к колоссальным потерям советских штурмовиков. Несмотря на сильную броню и мощное вооружение Ил-2, тактика ведения боя на низких высотах притягивала к штурмовику огонь всей малокалиберной зенитной артиллерии противника. Каждый вылет на Ил-2 мог быть последним, но летчики об этом не думали.

19 августа 1941 года наркомат обороны СССР издал приказ, согласно которому звание Героя Советского Союза присваивалось пилоту штурмовой авиации за 30 боевых вылетов. В октябре 1943-го с появлением двухместного Ил-2 количество подняли до 80 боевых вылетов.

Для борьбы с танками в ходе Курской битвы летом 1943 года в войсках появился Ил-2 НС-37, вооруженный двумя 37-миллиметровыми пушками (100 снарядов), которые могли поражать броню любых танков вермахта, включая тяжелые. Но у штурмовиков появилось более действенное оружие – противотанковые авиационные бомбы ПТАБ-2,5-1,5, сбрасываемые кассетами. Радиус поражения колонны неприятельской бронетехники от одной кассеты составлял 70 метров в длину и 15 метров в ширину. ПТАБы можно было подвешивать на обычный штурмовик и необходимость в специализированных Ил-2 НС-37 отпала. В морской авиации для атаки на вражеские корабли на Ил-2 устанавливали 450-милиметровую авиационную торпеду 45-36АН.

Весьма серьезный вклад «Ильюшины» внесли в разгром врага в ходе операции «Багратион» летом 1944-го в Белоруссии. Штурмовики небольшими группами подходили к полю боя с небольшим интервалом, что обеспечивало непрерывность воздушной поддержки наступающих наземных войск. Главными объектами атаки Ил-2 на первом этапе операции были артиллерийские позиции противника и его тактические резервы. На втором этапе операции, когда немецкие части стали отступать, советские штурмовики переключились на энергичное уничтожение отходящих по дорогам вражеских подразделений со сверхнизких высот.

Командование ВВС Германии со всей серьезностью относилось к Ил-2. «Черная смерть», «летающий танк», «бетонный самолет» или просто «чума» – как только не называли немцы наш штурмовик, ставший одной из самых больших напастей для вермахта. Самый массовый в мире самолет, обладающий феноменальной живучестью и огневой мощью. Ил-2 прошел большой путь – от прототипов до буквально выкованного в горниле войны самолета, поражающего наземные цели всех типов.

Советский авиаконструктор Александр Яковлев, являвшийся в годы Великой Отечественной войны заместителем наркома авиационной промышленности СССР по новой технике, писал об Ильюшине: «Мысль о создании бронированного штурмовика – истребителя танков и живой силы противника с воздуха – не пришла в голову ни одному авиационному конструктору мира, кроме Ильюшина. Уничтожать танки противника на марше, на подходе к фронту, на исходных рубежах легче и эффективнее, чем на поле боя, потому что они не так рассредоточены. Эту замечательную идею Ильюшин и воплотил в своем самолете».

Фотогалерея