Я просто выполнял инструкцию

23.01.2023

Андрей Жаннович Зеленко родился 17 августа 1965 года в семье офицера (отец – офицер связи Войск Противовоздушной обороны) в городе Бердичев Житомирской области Украины. В детстве переехал с родителями в Таллин, где с отличием окончил среднюю школу, после поступал в авиационное училище, но был отсеян на медкомиссии. Поступил в Таллинский политехнический институт, одновременно учился в местном аэроклубе, где летал на планере, прыгал с парашютом. На следующий год вновь предпринял попытку поступить в авиаучилище, и медицинская комиссия признала его годным.

В 1987 году окончил Балашовское высшее военное авиационное училище лётчиков, после чего служил (в должности помощника командира корабля) в Военно-транспортной авиации. В совершенстве освоил несколько типов самолётов (Ан-26, Ил-76). В 1999 году окончил Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина.

21 июня 2000 года во время рейса «Махачкала-Астрахань-Новосибирск» на Ил-76, на борту которого находились 220 дагестанских призывников и 12 человек экипажа (по другим данным – 210 призывников, 11 сопровождающих, 11 членов экипажа), на высоте 5000 м возникли неполадки в работе некоторых систем. Через несколько минут вышли из строя почти все системы управления и датчики – отказали насосы подачи топлива из баков левого крыла, произошёл отказ гидросистемы, отказ управления механизацией, отказ шасси. Командир экипажа сумел развернуть самолёт к ближайшему аэродрому и около получаса, во время которого возник пожар двигателей левого крыла, и отказала система торможения в воздухе, вёл почти неуправляемую машину и сумел зайти на посадку. Несмотря на то, что взлётно-посадочная полоса была короче, чем требуется для самолётов такого класса, а самолёт из-за отказа систем торможения садился со скоростью, значительно превышающей допустимую, Андрей Зеленко посадил горящую машину, параллельно приняв меры для предотвращения паники среди призывников и разъяснения им порядка эвакуации из самолёта, а также распределил силы экипажа и ещё до посадки произвёл открытие люков на выходах из самолёта.

Самолёт, посадочная скорость которого составила около 400 км/ч, вместо обычных 250, проехал полосу и выкатился за её окончание. Сразу после остановки экипаж произвел эвакуацию всех пассажиров. Андрей Зеленко покинул самолёт последним, так как лично убедился, что никого в нём не осталось, и только успел отбежать на безопасное расстояние, как лайнер взорвался. Ни один человек не получил никаких травм. Причиной аварии позже было названо короткое замыкание в одном из силовых кабелей самолёта.

Указом Президента Российской Федерации № 1534 от 19 августа 2000 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга подполковнику Зеленко Андрею Жанновичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда».

После этого Герой продолжил службу в ВВС РФ, в августе 2003 года был назначен командиром 117-го Берлинского военно-транспортного авиационного полка (город Оренбург). В сентябре 2005 года назначен заместителем командира 12-й военно-транспортной авиационной дивизии (город Тверь). С апреля 2007 года полковник Зеленко – командир 610-го Центра боевого применения и переучивания летного состава военно-транспортной авиации в городе Иваново. В 2008 году окончил Московскую академию государственного и муниципального управления. С 2009 года – в запасе. Работал в ФГУП «Оренбургские авиалинии» инженером по контролю лётной эксплуатации. С 2010 года – депутат Оренбургского городского Совета. В 2012 году стал участником встречи с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи. С 1 апреля 2013 года – военный комиссар Оренбургской области.

Скончался 27 мая 2019 года после тяжёлой продолжительной болезни.

27 марта 2000 года имя Героя России Андрея Жанновича Зеленко присвоено гимназии №5 г. Оренбурга.

Имя Героя России Зеленко Андрея Жановича носит Оренбургский городской фестиваль военно-патриотической песни «Долг. Честь. Родина».

 

Фотогалерея