Scratch-лаборатория

27.03.2020

Уважаемые коллеги, педагоги центра и просто любители популярного в детской среде нового языка программирования Scratch!

   На сайте ГОУ «Витебский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи» мы создаем рубрику «Scratch-лаборатория», в которой  начинаем публиковать учебно-методическую литературу,  авторские разработки и рекомендации, планы-конспекты, Scratch-проекты учащихся и многое-многое другое, связанное со Scratch-программированием.

   И все это с той целью, чтобы обсуждать, делиться опытом, знаниями, выяснять друг у друга непонятные моменты, радоваться нашим творческим победам и достижениям, учиться друг у друга, общаться и постигать Scratch.

   Торгашева, Ю. Первая книга юного программиста. Учимся писать программы на Scratch / Ю. Торгашева. -  СПб.: ИД "Питер", 2017.

   Не сомневаюсь, что ты любишь играть на компьютере, телефоне или планшете и смотреть 3Д-мультфильмы. А знаешь, как их делают? Для этого нужны программы  – набор команд, которые приказывают компьютеру двигать героев по экрану.

   А теперь – самое главное.  Ты можешь сделать такие программы! Придумывать игры со своими героями, рисовать мультфильмы – всё, что захочешь. Для этого создали специальную детскую среду программирования Scratch. Все команды в ней нарисованы как цветные значки-блоки, из которых удобно собирать программы. Это похоже на конструктор «Лего». Просто берёшь кубики и собираешь сложную программу или игру.

   Давай вместе отправимся в удивительный мир программирования.

 

   Голиков Д.В. Scratch для юных программистов / Д.В. Голиков  – СПб.: БХВ-Петербург, 2017. – 192с.

   Книга написана на основе опыта обучения программированию на языке Scratch в кружке юных программистов и протестирована на  сотне детей 7-12 лет. Материал рассчитан на самостоятельное, без помощи взрослых, изучение  Scratch детьми, знакомыми с компьютером, и умеющими пользоваться мышью, запускать программы, считать, умножать и делить.

   Рассказано, как скачать и установить Scratch, написать первую программу, мультфильм и игру. Приведены примеры создания более сложных мультфильмов и компьютерных игр. Дети научатся создавать  и сохранять проекты работать в графическом редакторе, озвучивать фильмы, использовать логические операторы, циклы, условия, списки и другие элементы программирования. Попутно они узнают про координатную плоскость, проценты, десятичные дроби, градусы и другие математические понятия.  

   Маржи, М. Scratch для детей. / М. Маржи – М.:Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 282 с.

   Scratch – это простой понятный и невероятно весёлый язык программирования для детей. В нем нет кодов, которые нужно знать назубок и писать без ошибок. Все, что требуется, это умение читать и считать. Как из конструктора  Lego, при помощи  Scratch можно собирать программы из разноцветных «кирпичиков» – блоков. В программу можно вносить любые изменения в любой момент и сразу видеть, как она работает. Подробные объяснения, разобранные по шагам примеры и множество упражнений, помогут освоить   Scratch без труда. Книга подойдет детям от 8 лет (и их родителям!), а также всем, кто хочет научиться программировать с нуля. 

   Программирование для детей на языке Scratch / пер. А. Банкрашкова – М.: Издательство АСТ, 2017. –127 с.

   Как ребёнку за компьютером провести время весело и с пользой? Уж точно не играя в игрушки, –  ответит каждый. А вот и нет! Можно и играть, и учиться очень полезным вещам, например, программированию!

   Язык Scratch был придуман специально для обучения детей программированию. Интересные проекты, яркие иллюстрации, понятные инструкции  – благодаря этому можно запросто разобраться в основах программирования, понять логику работы компьютера, что в дальнейшем позволит легко перейти к программированию на более сложных языках.

   Программирование для детей на языке Scratch / пер. А. Банкрашкова – М.: Издательство АСТ, 2017. –127 с.

   Эта книга является продолжением рабочей тетради Ю. В. Пашковской для 5-6 классов "Творческие проекты в среде Scratch". Она адресована тем, кто уже освоил возможности среды Scratch версий 1.4 и 2.0 и хотел бы научиться создавать более сложные и интересные проекты, используя более широкую палитру инструментов, предоставляемую версией 3.0. Акцент в пособии сделан на использовании подпрограмм и клонировании спрайтов.
Книга рассчитана как на юных программистов, самостоятельно осваивающих новое, так и на учителей информатики и математики, стремящихся сделать преподавание более наглядным и занимательным, а проекты, реализованные в Scratch, использовать как иллюстрации к темам: "Графические редакторы", "Графики функций", "Подпрограммы", "Рекурсия", "Фракталы" и др.

   Пашковская Ю. В.  Творческие задания в среде Scratch : рабочая тетрадь для  5-6 классов / Ю.В. Пашковская. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Лаборатория знаний, 2018. – 192 с.

    В рабочей тетради задания на компьютере чередуются с письменными упражнениями. Итогом освоения каждой темы является выполнение проектного задания по созданию мультипликационного сюжета, презентации, проведению теста или игры.
   Все задания носят творческий характер, что позволит учащимся 5-6 классов развивать знания об алгоритмах, полученные в начальной школе в предметной области "Математика и информатика", а также овладевать инструментами программирования в среде Scratch (Скретч) и применять эти знания и умения при выполнении проектных заданий из других предметных областей.
   Электронное приложение к тетради размещено на методическом сайте издательства.
Пособие рекомендуется использовать как на уроках информатики, так и во внеурочной деятельности школьников.
   3-е издание, переработанное и дополненное.

   Свейгарт, Эл. Программирование для детей. Делай игры и учи язык Scratch! / Эл Свейгарт; [пер. с англ. М. Райтман]. – Москва : Эксмо, 2017. – 304 с.

    Интересный, понятный и красочный самоучитель для детей по самому популярному в мире языку для начинающих программистов - Scratch. На примере создания веселых классических игр, таких как "Змейка" и "Фруктовый ниндзя", читатели не только осваивают Scratch, но и лучше понимают основные принципы программирования. Книга будет интересна и тем, кто никогда не программировал, и тем, кто хочет создавать собственные игры, но не знает как. Она подходит как для самостоятельного изучения Scratch, так и для совместных занятий с родителями или педагогом.

   Голиков Д.В. 40 проектов на Scratch для юных программистов / Д.В. Голиков – СПб.: БХВ-Петербург, 2018. – 192 с.

   Книга написана на основе опыта обучения программированию на языке Scratch в кружке юных программистов и протестирована на сотне детей 7-12 лет. Материал рассчитан на самостоятельное, без помощи взрослых, изучение Scratch школьниками 2-5 классов, имеющими базовые навыки управления компьютером. Доходчивость изложения позволит детям сразу начинать создавать увлекательные проекты, а присущий автору юмор сделает это занятие веселым. Большое количество проектов и заданий для креативной самостоятельной работы поможет творчески применять многочисленные возможности Scratch.
  Юные программисты узнают о логических и математических операторах, циклах и условиях, научатся создавать забавные рисунки и узоры, музыкальные проекты, мультфильмы и веселые игры под Android и даже продавать их в магазинах приложений.

   Елисеева, О.Е Обучение детей основам создания компьютерных игр на языке программирования Scratch. 5-6 классы/О.Е.Елисеева. – Минск: Народная асвета, 2017. – 166 с.

   Современные дети любят играть в компьютерные игры. Запретить это не возможно, но, как показала практика, достаточно несложно увлечь учащихся процессом создания компьютерной игры и при этом получить положительные результаты. Пособие адресовано учителям информатики для проведения факультативных занятий, а также родителям, готовым познакомить своего ребенка с компьютером как с професиональным инструменом, с помощью которого можно постичь основы разных специальностей: программист, дизайнер, иллюстратор, сценарист, звукорежиссер и др.

   Занимаясь разработкой компьютерных игр на основе материалов пособия, учащиеся научатся творчески и алгоритмически мыслить, создавать анимацию и компьютерные игры с помощью среды визуального программирования Scratch, сделают первые шаги в выборе современной ИТ-профессии.

   Работы учащихся центра на конкурс «Программирование в среде Scratch-2020»

Орлов Артем, объединение по интересам «Компьютерная азбука»,

Земляков Даниил, объединение по интересам «Компьютерная азбука»,

Надежда Мазур, объединение по интересам «Компьютерная азбука»,

Голубева Ева, объединение по интересам «IT Child»,

Писаренко Дмитрий, объединение по интересам «IT Child»,

Шафранская Елизавета, объединение по интересам «IT Child».