Заработало!

18.04.2024

В Витебском городском центре завершила свою работу выставка по техническому моделированию «#Заработало!» с использованием STEАM-технологий, посвящённая Году качества.

STEАM – современный образовательный тренд, объединяющий исследовательскую и проектную деятельность учащихся, основанный на интеграции научных, технологических, инженерных и математических знаний, способствующий формированию креативного мышления, развитию ключевых компетенций, усвоению современных знаний и новейших технологий, необходимых для получения актуальных профессий XXI века.

Выставка «#Заработало!» стала своеобразной площадкой для демонстрации творческих проектов учащихся объединений по интересам   отдела технического творчества.

В выставке приняли участие 32 учащихся из 10 объединений. Ребята потрудились на славу и представили действующие модели и модели с техническим оснащением с использованием простых механизмов, технических устройств и LED подсветки.

Выставка не случайно называется «#Заработало!»: посетители могли не только любоваться дизайном и аккуратностью представленных работ, но и оценить работы в действии (включить, запустить, покрутить, начертить и даже посоревноваться).

 


Часть экспозиции выставки посвящена графической грамотности, важной профессиональной компетенции будущих инженеров. Центральным экспонатом инсталляции является чертёжный прибор кульман, который подарен нашему Центру заводом «Эвистор».

 

Справочно:

Автор прибора – Франц Кульман, немецкий предприниматель. В 1903 году основал кампанию «Franz Kulmann KG», занимающуюся производством точной механики и приборов. До начала массового внедрения САПР (система автоматического проектирования) кульман являлся неизменным инструментом инженеров-проектировщиков.

 

Продолжением тематики экспозиции, которое демонстрирует развитие графической грамотности на современном этапе, стала коллекция работ учащихся объединения по интересам «Photoshop school» (педагог Кудрявцева В.В.). При помощи графических редакторов ADOBE Photoshop и ADOBE Illustrator ребята разработали плакаты с использованием инфографики, в которых отразили технические объекты, их характеристики и занимательные факты. 

Участница Коновалова Алиса, объединение по интересам «Юный аниматор» (педагог Руколь Т.М.), сконструировала прибор «Зоотроп», который является полной копией изобретения американского инженера Уильяма Линкольна 1860 года.

 

Справочно:

Зоотроп – устройство для демонстрации движущихся рисунков, конструкция которого основана на персистенции, то есть инерции человеческого зрения.

Устройство представляет собой картонный барабан, открытый сверху и помещенный на подставку со стержнем, которая позволяет барабану вращаться. В верхней части барабана расположены узкие вертикальные прорези. Внутрь помещаются бумажные или картонные ленты с изображениями. Вращение барабана позволяет зрителю наблюдать иллюзию движения статических изображений: чем быстрее он вращается, тем плавнее движение.

Если представить себе, что бумажная лента бесконечна, а устройство линейно, то можно легко понять, что зоотроп – это в какой-то мере предшественник кинематографа, а бумажные ленты – предшественники кинопленки.

 

Серию работ на основе кривошипного механизма представили учащиеся объединений по интересам «Мастер и Ко» (педагог Романова Н.Г.) и «Фантазеры» (педагог Санько Ю.А.).  Среди них рекламная установка выставки «#Заработало!» (автор Занько Матвей), динамические игрушки «Цмок» (автор Поляков Макар) и «Незнайка» (автор Римшан Павел).

Вращательное движение, которое передается при помощи системы зубчатых шестеренок, в своих работах «Летающие птички» и «Вертолет» использовали учащиеся объединения «Юный техник» (педагог Капанько Н.Д.). Также этот коллектив предоставил два подъемных крана, оснащённых простым блоком и полисплатом, которые демонстрирую принцип работы этих устройств.

Справочно:

Блок – механизм для поднятия предметов. Он состоит из колеса с желобком и веревки, идущей по желобку. Один конец веревки привязывают к грузу, а за другой конец тянут. Одиночный блог не сокращает усилие, необходимое для поднятия груза, но позволяет не поднимать его вверх, а тянуть веревку вниз, что гораздо облегчает работу.

Полисплат – система двух или более блоков, которые обвиты цепью (канатом) и служат для подъема различных грузов.

Впервые были использованы на заре появления механизмов для поднятия такелажа, тяжелых строительных блоков при строительстве зданий. В основе полисплатов лежит желание с минимальными усилиями переместить либо поднять какой-либо груз (одновременно происходит проигрыш в итоговом расстоянии, на которое необходимо поднять его, что соответствует законам физики).  

 

Модель ветряной мельницы на резиномоторе изготовил Писарев Борис, объединение «Фантазёры» (педагог Санько Ю.А.), а дом своей мечты с ветрогенератором и подсветкой, которые работают от мотора и электрической батарейки выполнил Акрамов Никита, объединение «ТехноСити» (педагог Балаш Т.И.). 

Необычный прибор, он же рисовальная машина, он же спирограф выполнил Юдин Захар, объединение по интересам «Фабрика» (педагог Воробьева А.И.). Данное устройство работает за счет кривошипно-шатунного механизма и шестерен, которые преобразовывают возвратно-поступательное движение во вращательное и наоборот. 

Справочно:

 Спирограф – особое устройство для рисования, красивых геометрических узоров.

Спирограф был изобретён британским инженером Денисом Фишером в 1962 году во время работы над взрывателями для авиабомб. Ему было необходимо быстро и точно чертить плавно изгибающиеся линии. Сделанное изобретение не помогло Дэнису продвинуться в своей работе, но оно настолько понравилось жене и детям, что он решил выпустить его в качестве игрушки. Первые заказчики получили игрушку в 1965 году. Продаваться «Спирограф» начал в 1966 году. Спирограф был назван лучшей обучающей игрушкой мира с 1965 по 1969 год. Спирограф был так же признан одной из самых высокоинтеллектуальных игр 20 века.

Реечную передачу в действии можно наблюдать на выставке при демонстрации погрузчика – экспоната Королькова Стаса из объединения по интересам «Резьба по дереву» (педагог Богданов В.В.).

Справочно:

Вилочный погрузчик (англ. counter-balanced forklift truck) – вид специального складского напольного транспорта, предназначенного для поднятия, перемещения, разгрузки, погрузки, складирования (штабелирования) поддонов и других различных грузов при помощи вил или других рабочих приспособлений (навесного оборудования).

Объединение по интересам «Replikator» (педагог Синица Я.А.) предоставило коллекцию игрушек-неваляшек, которые изготовлены из пластика со смещенным центром тяжести, что не позволяет модели принять горизонтальное положение. Также ребята выставили своих фантазийных роботов-насекомых, оснащенных LED подсветкой.

Справочно:

LED-подсветка – современная технология подсветки дисплеев с помощью светодиодов. По-английски «светодиод» – это Light Emitting Diode. Это словосочетание сокращают до LED.

Еще одним подарком для посетителей выставки стала коллективная работа творческих коллективов отдела (педагоги Романова Н.Г., Балаш Т.И., Руколь Т.М.) инсталляция «Шагал! Шагал!», посвященная творчеству великого мастера. Репродукции работ художника демонстрировались с использованием дополненной реальности.    

Справочно:

Дополненная реальность – это интерактивная версия реальности, обогащенная цифровыми изображениями, звуками и другими сигналами с помощью специальных технологий.

Для ознакомления с экспозицией выставки, предлагаем посмотреть фото и видеоотчет.  


Н.А. Егунёва,

методист отдела технического творчества