Профориентация

На уровне национальной системы образования профессиональная ориентация рассматривается как одна из функций современного образования и воспитания, связанная с обеспечением условий для повышения уровня обоснованности осознанного выбора личностью своей будущей профессии и реализации профессиональных планов. Дополнительное образование детей и молодежи является именно той сферой, позволяющей учащемуся определиться личностно, социально и профессионально. Профессиональная ориентация - это государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по содержанию и педагогическая по методам сложная многогранная проблема. Необходимость данной работы  в условиях учреждений дополнительного образования  состоит,  прежде всего,  в том, что, во-первых, обеспечивается  право детей и молодежи на свободу профессионального самоопределения в соответствии с их интересами, а, во-вторых,  профориентация оказывает положительное влияние на изменение ситуации на рынке труда.

Профессиональная ориентация учащихся в условиях деятельности нашего учреждения  включает в себя следующие направления:

  • информационно - просветительское;
  • диагностическое;
  • консультационное;
  • обучающее (формирующее)

Информационно - просветительское  (профессиональное просвещение)

Профессиональное просвещение включает в себя знания учащихся о мире профессий (презентация профессий, ведь на Земле около 50000 профессий),  о ситуации на рынке труда.

В данном направлении работы в центре накоплен определенный положительный опыт и прослеживается хорошая динамика деятельности. На протяжении многих лет ведется банк данных выпускников. Информация о выпускниках центра является своеобразным эталоном, показателем эффективности и качества организации образовательных услуг в области допрофессиональной подготовки и профориентации учащихся.

Для объединений по интересам сформирован календарь  праздничных дат профессий.

В педагогическую копилку наших педагогов по направлению "Профессиональное просвещение учащихся! мы активно предлагаем следующие наработки 

Система индивидуального роста "Трудовая книжка"

Организационно-игровой проект "Ориентир" (где, к примеру, каждое объединение становится своеобразным Молодежным профориентационным центром, участвуют в рейтинге)

Модульный проект "Пропуск в профессию" (где каждый учащийся изготавливает для себя индивидуальную карту)

Самым интересным для учащихся является банк данных о профессиях будущего или "Новые профессии нового поколения", например:

Сфера "Образование"

  • Игромастер
  • Игропедагог
  • Координатор образовательной онлайн-платформы
  • Ментор стартапов
  • Модератор
  • Организатор проектного обучения
  • Разработчик образовательных траекторий
  • Тренер по майнд-фитнесу
  • Тьютер
  • Экопроповедник

Профдиагностика

Профдиагностика – это использование анкет, тестов, различных диагностик, компьютерных программ.

В рамках данной деятельности  специалистами центра начата  работа по созданию проекта "Твой профессиональный выбор".

Проект включает 3 этапа:

1-ый этап: подготовительно-развивающий (исследование, анкетирование, приобретение учащимися познавательной информации).

На данном этапе был осуществлен анализ социокультурного пространства "ВГЦДОДиМ", созданы  планы сотрудничества, программа взаимодействия (отдел технического творчества).

В 2015-2017 г.г.проведена первичная диагностика и анкетирование интересов и потребностей  учащихся нашего учреждения в сфере профессионального самоопределения.

Результаты анкетирования   

Вопрос анкеты: "Кем бы вы хотели стать в будущем?". Тройка лидеров выглядела следующим образом:

На 1-ом месте учащиеся центра выбрали профессию врач, фармацевт;

на 2-ом - программист;

на 3-ем -модельер, профессиональная модель;

далее - парикмахер

-милиционер

-повар, дегустатор

- учитель, ученый, библиотекарь

- художник

-водитель

-тренер, футболист

- певица

-архитектор

-хореограф

- ветеринар

- инженер, строитель, электрик

-банкир, бизнесмен, бухгалтер, директор

- журналист, писатель, ведущий, режиссер, мультипликатор

- военный, МЧС

- адвокат, прокурор, юрист

2-ой этап проекта: творческо-деятельностный (социальная практика учащихся, предоставление возможности профессиональных проб, тренинги, мероприятия "Один день с профессией мечты". "Погружение в профессию», профакции, проф.игры, проф.практика ( учащиеся выпускных групп проводят занятия с малышами), профпеременки, проф.встречи или "живое общение" со сверстниками, которые учатся в колледжах, университетские субботы, когда занятия проводятся совместно со студентами ВУЗов, преподавателями кафедр или учащиеся приглашаются на курс лекционных занятий и т.д.).

3-ий этап: итоговый (профессиональное самоопределение учащихся).  

Профессиональное самоопределение - это высший уровень профориентационной деятельности.

Профконсультирование

Консультационное направление подразумевает содействие выбору "оптанта"- человека, стоящего перед необходимостью профессионального выбора.

Это - Дни открытых дверей, встречи-диалоги с родителями учащихся, организация профориентационных встреч с представителями ВУЗов, колледжей, работниками областного центра профориентации молодежи.

Обучающее направление

Современное понимание профориентационной работы заключается в ее нацеленности не только на выбор конкретной будущей профессии каждым учащимся, но и формирование у детей и молодежи качеств личности, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный и адекватный профессиональный выбор и в ситуации риска, непредсказуемости, быть ответственным за свой выбор, быть профессионально мобильным.

В учреждении сложилась определенная эффективная система профориентационного обучения учащихся.

Образовательная система Центра на современном этапе представляет собой пятиступенчатую структуру:

1 ступень - подготовительная (работа с дошкольниками в школах развития)

2 ступень - ориентационная (группы 1 года обучения)

3 ступень - самоопределение в творчестве (группы 2 года обучения)

4 ступень - допрофессиональная (группы 3-4 года обучения, допрофессиональная ориентация и подготовка)

5 ступень - индивидуализация (индивидуальная работа с одаренными учащимися, работа в 18 студиях, 11 образцовых коллективах, профессиональное самоопределение,  выбор будущей профессии).

Для организации работы на высшей 5-ой ступени  центр включен в межрегиональное (российско-белорусское) пятилетнее исследование "Персонифицированная система воспитания ребенка" в рамках деятельности областной инновационной творческой площадки по апробации опыта педагогической деятельности в области воспитания.

На 4-ой ступени идет углубленное изучение образовательного предмета, увеличение практических часов деятельности, организация инновационных подходов  и методов проведения занятий (творческие зачеты, экзамены, мастер- классы, совместные интегрированные занятия, дополнительные обучающие курсы и занятия, авторские программы, встречи со специалистами, профессиональные встречи. Эффективным опытом на данном этапе допрофессиональной подготовки становится проведение учащимися-выпускниками совместно с педагогом занятий в группах 1-го года обучения или мероприятий для дошкольников.

Технологий множество, но при построении гуманистического и личностно-ориентированного подхода в воспитании в последнее время рекомендуют использовать так называемые "мягкие технологии".

Задача педагогов  в профориентационной работе - дойти до мечты каждого ребенка, помочь выбрать правильный путь в жизни.

В учреждении разработана модель выпускника центра, включающая в себя 4 группы основных элементов: специальные знания, общеучебные навыки, навыки поведения в обществе, ценностные ориентиры.

Количественный показатель профессионального выбора учащихся по профилю деятельности объединения по интересам составляет 15-20%.

Одним из значимых и новых направлений деятельности в рамках профориентационной работы является организация целевой подготовки к педагогической деятельности выпускников Центра с последующей работой в  центре творчества на должности педагога дополнительного образования.

С учетом возрастных особенностей учащихся в центре выделяют следующие этапы профориентационной работы:

младший возраст (6-10 лет) – формирование ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе, развитие интереса к учебно-познавательной деятельности: познавательные занятия и выставки детского творчества  "Работа моих родителей", "Мир профессий", беседы, конкурсно-игровые программы;

средний возраст (11-14 лет) – приобретение познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представление о собственных интересах и возможностях: информационные акции "Каждой профессии – слава и честь", "Дорога, которую мы выбираем", экскурсии в ВВХТК (отделение ткачества и керамики), ВГУ им. П.М. Машерова (музей художественно - графического факультета), ВГТУ (кафедра дизайна), мастерские художников (О. Захаревича, Пшенко и др.);

старший возраст (15-18 лет) – групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования принятия решения о выборе профессии соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности. На этом этапе свои профессиональные намерения учащиеся  объединений подкрепляют практическими умениями по наиболее общим профессиям, встречи с народными мастерами и художниками Витебщины, видеогостиная "Посмотрим. Подумаем. Поспорим" (в течение года), выставки-ярмарки "Хоровод ремесел".

В 2015-2017 уч. г. центр реализовывал единую тему воспитательной деятельности: "Формула успешного выбора" (допрофессиональная подготовка учащихся средствами дополнительного образования), где успешно были реализованы  3 модуля:

"От увлечения к профессии" (отдел ДПТ);

"Живи, играя" (отдел ОВИД);

"Путешествие по музеям мира" (отдел ИЗО).

В рамках реализации данной воспитательной темы года самыми значимыми были следующие воспитательные мероприятия: фестиваль профессий, Дни открытых дверей "Центр собирает друзей", "Экспедиция в будущее", "Панорама твоих увлечений" с активным привлечением подростков проблемного поведения, состоящих на различных видах учета, Неделя учреждений дополнительного образования "Вперед за открытиями!", фотопроект "Моя профессия самая лучшая!", познавательные профориентационные программы, театральные встречи "Выбираю профессию - выбираю театр", фестиваль театрально-игрового творчества "Театральная волна", творческие встречи с учащимися колледжа искусств, неделя профориентации, ярмарка-презентация объединений по интересам "Фестиваль увлечений".

На современном этапе успешно реализуется проект "Творец живет в каждом из нас" (серия мастер-классов и игровых программ в белорусском театре "Лялька" в воскресные дни).

Ранее в учреждении интересно прошел творческий конкурс "Лучший в профессии" (дети о профессиях родителей)  по 7 номинациям:

"Родословное древо профессий", "Литературное творчество" (сочинение, рассказ "Один день из жизни мамы (папы) на работе", "Я горжусь профессией моих родителей"; "Видеоролик", "Фотогалерея", "Вокальное творчество", "Рисунок", "Лучший в профессии" (коллективная работа, газета). В рамках проведения конкурса любительских видеороликов "Время активной молодежи" одной из 5 номинаций являлась номинация "Мой профессиональный выбор".

Накоплен положительный опыт организации практики, стажировки  юных корреспондентов объединения по интересам "Информатика" (рук. Белозорова И.А.) в редакции республиканской газеты "Зорька", а также в рамках проведения Славянского базара в Витебске (интервью и встречи детей  со звездами, знаменитыми людьми в сфере искусства).

Формирование социальной и профориентационной активности подростков проходят и в рамках деятельности профильных оздоровительных лагерей центра. В летний период 2018 года возможность заняться творческой деятельностью, приобрести личностный опыт было у 271 учащегося центра на базе 10 оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей, а также в рамках работы трудовой бригады учащихся на базе филиала "Созвездие". Работа трудовых бригад учащихся продолжается в каникулярный период в течение 2018/2019 учебного года.

Педагогический коллектив центра осуществляет тесное сотрудничество и взаимодействие с учреждениями образования района, города, общественностью и родителями по формированию профориентационного самоопределения учащихся: предприятия района и города, ВГТУ ВГУ им. П.М. Машерова (организация педагогической практики студентов, совместные мероприятия), Витебский государственный колледж культуры и искусств, Витебский государственный музыкальный колледж им. Соллертинского, профессионально-технический колледж, индустриально-педагогический колледж, библиотеки города (района), 103-я отдельная гвардейская воздушно-десантная бригада, государственные музеи города, архивы, туристическая фирма "Илва", музей-усадьба Репина в Здравнево, Центр профориентации, СМИ (статьи в газеты "Настаўніцкая газета", "Віцьбічы").

В соответствии с программой развития учреждения, анализируя мнения педагогов, родителей, учащихся, учитывая социальный заказ со стороны органов управления образования центр определил основные перспективы обновления образовательного процесса по вопросам профориентационной деятельности:

модернизация программ объединений по интересам, а именно: включение в раздел темы "Профориентация";

  • построение модели социального партнерства в организации системы профориентации учащихся,
  • установление более тесных контактов с профильными ВУЗами и ССУЗами;
  • использование в работе новейших достижений в сфере информационных технологий;
  • создание индивидуального маршрута (траектории) перспективного профессионального самоопределения учащегося;
  • создание объединений по интересам допрофессиональной подготовки:  "Юный автомобилист", парикмахер, секретарь - референт, экскурсовод, веб- дизайнер и т.д. (при создании соответствующей материальной базы);
  • активное использование педагогического потенциала семьи в профессиональном выборе учащихся;
  • организация исследовательской и проектной деятельности;
  • проведение конкурса профессионального мастерства для молодых педагогов центра "Престиж. Призвание. Профессия";
  • организация целевой подготовки к педагогической деятельности выпускников Центра.

Открытость и вариативность  педагогической системы нашего учреждения позволяет строить образовательный процесс на основе сотрудничества с объектами социума, с привлечением дополнительных ресурсов социальной, экономической и культурной среды, направленных на создание максимально благоприятных условий для развития профессионального самоопределения личности ребенка и профориентации в целом.