Методический ринг «Музейная педагогика как значимая инновационная образовательная технология в организации гражданского и патриотического воспитания учащихся, формировании исторической памяти подрастающего поколения»

15.11.2022

В настоящее время возросла потребность в педагоге дополнительного образования, который готов и может обновить содержание своей деятельности через критическое и творческое ее осмысление. В связи с этим непосредственной целью методической работы является рост уровня педагогического мастерства каждого педагога и всего коллектива учреждения дополнительного образования детей и молодежи.

Любая форма общения с педагогами должна предполагать эмоциональность, информация должна быть насыщенной и актуальной, подтверждаться примерами из педагогического опыта и практики работы.

Методический ринг как форма организации работы с педагогами, удовлетворяет всем перечисленным выше критериям.

15 ноября в Витебском городском центре дополнительного образования детей и молодежи в рамках единого методического дня «Витебщина: знаем, гордимся, помним!», приуроченного к Году исторической памяти, для педагогов дополнительного образования прошел методический ринг «Музейная педагогика как значимая инновационная образовательная технология в организации гражданского и патриотического воспитания учащихся, формировании исторической памяти подрастающего поколения». 

Цель мероприятия – совершенствование методической компетентности педагогов в вопросах гражданского и патриотического воспитания учащихся.

Основные задачи, которые ставили перед собой организаторы мероприятия:

актуализировать знания педагогов в области музейной педагогики;

содействовать ознакомлению педагогов с различными формами и методами музейной педагогики;

создать оптимальные условия для педагогов в использовании материалов музея при воспитании подрастающего поколения.

Особую роль в воспитании подрастающего поколения играют музеи. Погружение в тему методического ринга прошло в музее 6-го дальнебомбардировочного ордена Кутузова III степени авиационного полка   (6 ДБАП), действующего на базе филиала «Созвездие» Витебского городского центра дополнительного образования детей и молодежи. Участников мероприятия ознакомили с экспозицией музея, возможностями музея в расширении знаний подрастающего поколения об историческом прошлом и настоящем нашей Родины, воспитании патриотизма и чувства уважения к ее истории.

  Далее были сформированы 2 команды, в которые входили педагоги дополнительного образования. Ведущий ринга – Шапиро Е.А., методист отдела спорта, туризма и краеведения. За ходом методического ринга следила экспертная комиссия. 

Участники ринга кратко и в оригинальной форме представили визитные карточки команд. 

Во втором раунде «Теоретическая разминка» командам были предложены вопросы, касающиеся теоретических аспектов рассматриваемой темы: «Что мы понимаем под определением «музейная педагогика?», «Охарактеризуйте цель музейной педагогики», «Что является главным воспитывающим фактором музейной педагогики?», «Какие преимущества музейной педагогики перед другими технологиями воспитания?». В формате блиц-опроса педагоги поделились опытом использования форм культурно-образовательной деятельности музея при организации гражданского и патриотического воспитания учащихся.

Для визуализации текстовой информации и интерактивного взаимодействия участников мероприятия использовались сервисы «Облако слов», «Генератор QR-кодов». 

Блок заданий третьего раунда «Кто ищет, тот всегда найдет» включал вопросы о музее 6-го дальнебомбардировочного ордена Кутузова III степени авиационного полка.

Четвертый раунд «Теория для практики» предполагал презентацию опыта руководителя музея 6 ДБАП, педагога дополнительного образования Титовой Н.И. по использованию различных методов и форм музейной педагогики в организации воспитательной работы с детьми и молодежью.

В заключении методического ринга экспертная комиссия подвела итоги, определила лучшую команду. Ведущий предложил всем участникам оценить актуальность вопросов, которые были рассмотрены в ходе методического ринга, его практическую направленность, свое настроение на момент окончания мероприятия.

Музей способствует формированию у учащихся гражданских и патриотических качеств, чувства любви к малой родине, уважения к опыту предыдущих поколений. Главное, музей дает возможность изучать прошлое не только через созерцательное восприятие, но и активно участвовать в историко-краеведческой работе во взаимодействии с музейной образовательной средой. 

Таким образом, музейная педагогика позволяет решать основную педагогическую проблему, а именно: как вызвать у учащихся стремление изучать историко-культурное наследие своей страны.

Бабахина В.А., 
заведующий учебно-методическим кабинетом