Информация об итогах городского этапа конкурса программ объединений по интересам художественного профиля (декоративно-прикладное направление)

14.01.2021

С января по октябрь 2020 года Национальным центром художественного творчества детей и молодежи проводился республиканский конкурс программ объединений по интересам декоративно-прикладного творчества.

Цель конкурса:

обновление и технологическое обеспечение образовательного процесса программами объединений по интересам, сохранение и развитие традиций народного декоративно-прикладного творчества.

Задачи конкурса:

анализ состояния программного обеспечения деятельности объединений по интересам декоративно-прикладного направления;

развитие творческого потенциала и профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования;

выявление новаторских идей, методик, технологий, применяемых     в практической деятельности объединений по интересам, распространение лучшего педагогического опыта обучения и воспитания.

В соответствии с условиями проведения областного этапа конкурса программ государственным учреждением образования «Витебский городской центр дополнительного образования детей и молодежи» проведен городской этап.

С целью организации и проведения конкурса создан городской оргкомитет, наделенный правами экспертной комиссии.

В городской оргкомитет поступило 11 программ объединений по интересам. 9 программ представлено учреждениями общего среднего образования. Октябрьский район (3): ГУО «Средняя школа №29 г.Витебска имени В.В.Пименова», ГУО «Средняя школа №34 г.Витебска», ГУО «Гимназия №1 г.Витебска имени Ж.И.Алферова». Первомайский район (4): ГУО «Гимназия №9 г.Витебска», ГУО «Средняя школа №16 г.Витебска», ГУО «Средняя школа №31 г.Витебска», ГУО «Гимназия №8 г.Витебска». Железнодорожный район (2): ГУО «Гимназия №4 г.Витебска», ГУО «Средняя школа №17 г.Витебска». Витебским городским центром дополнительного образования детей и молодежи представлены 2 программы объединений по интересам.

Конкурсные материалы представлены в номинациях: традиционные виды декоративно-прикладного искусства – 2 программы объединений по интересам; мода и дизайн – 2 программы объединений по интересам.

Наиболее широко представлены материалы в номинации современные виды декоративно-прикладного искусства – 7 программ объединений по интересам.

Экспертная оценка программ проводилась оргкомитетом на основе критериальной базы, определенной условиями конкурса.

Экспертиза показала достаточное наличие ресурсов в учреждениях общего среднего образования, дополнительного образования детей и молодежи для реализации программ объединений по интересам декоративно-прикладного направления: профессиональный уровень педагогических кадров, материально-техническое и методическое обеспечение.

Все программы ставят основной целью создание условий для развития творческих способностей и духовно-нравственных качеств личности учащихся, имеют практикоориентированный характер.

Вместе с тем, отсутствие методического сопровождения проектирования программ в практике дополнительного образования детей и молодежи учреждений общего среднего образования привело к снижению качества конкурсных материалов. Программные материалы получили низкую экспертную оценку специалистов. Анализ представленных программ показал, что структура программы, ее содержательный компонент, культура подачи и оформления не всегда выдержаны.

Были отмечены недостатки в проектировании отдельных программ: разработаны не в соответствии с нормативными документами дополнительного образования детей и молодежи: Кодексом Республики Беларусь об образовании, типовой программой художественного профиля, условиями конкурса; поставленные цели и задачи не соответствуют содержанию программ и ожидаемым результатам их реализации; отсутствует раздельное описание «теории» и «практики»; формально перечислены формы и методы реализации программ; требуются редакторские и корректорские правки.

По решению оргкомитета городского этапа конкурса сертификатами участника отмечены программы объединений по интересам: «Мастерская декора» ГУО «Гимназия №9 г.Витебска», «Декупаж. Первые шаги» ГУО «Средняя школа №16 г.Витебска», «Магия белорусских узоров» ГУО «Гимназия №4 г.Витебска».    

Победителем конкурса признана программа объединения по интересам «Волшебная глина» (разработчики Земцова А.В., педагог дополнительного образования и Яковлева Н.А., методист отдела декоративно-прикладного творчества) Витебского городского центра дополнительного образования детей и молодежи.

Программа представлена на областной этап конкурса (отмечена Дипломом I степени главного управления по образованию Витебского облисполкома) и республиканский этап (отмечена Дипломом I степени Министерства образования Республики Беларусь).

Программа рассчитана на 3 года обучения учащихся 10-15 лет и предусматривает базовый уровень изучения образовательной области «Декоративно-прикладное творчество».

Программа объединения по интересам «Волшебная глина» соответствует современным требованиям, предъявляемым к учебно-программной документации. Программа носит целостный характер, согласованы цели и задачи, определяющие роль программы в решении вопросов творческой самореализации, развития духовно-нравственных качеств личности учащихся.

Материал программы изложен профессионально, грамотно. Структурные компоненты представленной программы взаимосвязаны и дают ясное представление об образовательном процессе в объединении по интересам.

Особенностью программы является ее направленность на расширение диапазона представлений учащихся в области художественной культуры через постижение ими творческого наследия своего народа в контексте мирового искусства керамики, осмысление художественной выразительности образов искусства и реальности, эмоциональное погружение в их содержание и последующее выражение эстетических отношений в собственной художественно-практической деятельности.

Неоспоримым достоинством программы «Волшебная глина» является спиралеобразная схема подачи материала, когда одинаковые темы подаются в течение всего процесса обучения, предусматривая возрастание степени сложности, что, в свою очередь, способствует расширению и углублению знаний, совершенствованию умений и навыков учащихся. Плюсом программы также является предусмотренная ее содержанием интеграция знаний, полученных учащимися при изучении различных учебных предметов (история, геометрия, изобразительная деятельность, география), позволяющая реализовать их в интеллектуально-практической деятельности учащихся в ходе освоения программы.

Методика работы по программе предусматривает использование кроме традиционных форм педагогического взаимодействия и методов организации образовательного процесса особую систему формирования практических умений учащихся, способствующую выработке самостоятельности и творческого подхода к работе.

С программой объединения по интересам «Волшебная глина» можно ознакомиться, перейдя по ссылке http://vgcdodim.by/pedagogu_dopolnitelnogo_obrazovaniya/
programmnoe_obespechenie_obrazovatelnogo_processa_/programmy_obedineniy_po_interesam

Заведующий УМК
В.А.Бабахина